- Что такое готовность ребенка к школе?
- Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
- Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
- Советы родителям будущих первоклассников
- Памятки
Первого сентября ваш ребенок будет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.
Мы, взрослые — и учителя, и родители — хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что — «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе:
- имеется запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- ребенок умеет ориентироваться в пространстве, знает, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок любознателен, стремиться к получению новых знаний;
- у ребенка соответствуют возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность:
- ребенок умеет быть коммуникабельным, общается со сверстниками и взрослыми; при ссоре умеет искать выход из проблемной ситуации, прощать, договариваться; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- ребенок умеет адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- ребенок понимает, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок умеет принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения умеет адекватно оценить свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе
Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
1. Внимание
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2. Память
- Запоминание 10-12 картинок.
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
- Пересказ текста из 4-5 предложений.
3. Мышление
- Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
- Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
- Складывать пазлы без помощи взрослого.
- Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
4. Мелкая моторика
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
- Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
- Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- Выполнять аппликации.
5. Речь
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
- Понимать и объяснять смысл пословиц.
- Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
- Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
- Различать в словах буквы и звуки.
6. Математика
- Цифры от 0 до 10.
- Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
- Арифметические знаки: « », «-« , «=».
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
- Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
7. Окружающий мир
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Готов ли ваш малыш к школе?
1. Что отвечает ваш ребёнок на вопрос хочет ли он идти в школу?
а) «не дай Бог» - 0
б) «ещё не знаю» - 1
в) «очень хочу скорей бы в школу» - 3
2. Если хочет , то какие называет этому причины (одна или несколько):
а) « хочу новый портфель, красивые карандаши, тетради, а ещё мама обещала купить красивую игрушку» - 0
б) «хочу быть школьником, самостоятельным, слушать учительницу, чтобы мной все гордились и меня хвалили» - 1
в) «хочу всё знать, всё изучить, всё понять» - 1
3. Что выберет ваш малыш поиграть с игрушкой или послушать интересную сказку?
а) игрушку - 0
б) сказка - 1
4. Как вы думаете, что привлекает вашего ребёнка в школе?
а) роль ученика, его новое положение как ученика - 2
б) много новых красивых школьных принадлежностей, которые вы ему уже купили или ещё купите - 0
5. Может ли ваш ребёнок сознательно подчинить свои действия какому-то правилу или требованию?
а) легко - 1
б) с трудом пересиливает себя, но может - 2
в) не может - 0
6. Умеет ли будущий первоклассник внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме?
а) умеет выполнять, даже если задание для него не интересно - 2
б) умеет выполнять только привлекательные для него задания - 1
в) не умеет - 0
7. Умение выполнять задание по образцу.
а) да - 2
б) почти - 1
в) нет - 0
8. Общение со сверстниками (д/с, друзья во дворе). Он тянется к сверстникам, находит взаимопонимание, не дерётся(слишком много).
а) «да, безусловно» - 1
б) «нет, к сожалению» - 0
9. Добавьте по 1 баллу за:
а) читать - 1
б) писать - 1
в) считает, решает простейшие примеры - 1
10. Вы много играете с чадом в специальные развивающие игры, учите читать и писать правильно:
а) « на это не хватает ни времени, ни сил» - 0
б) «время от времени как получится» - 1
в) «постоянно занимаемся» - 2
Описание процесса подсчета результатов
0-5 – ребёнка ещё рано выпускать в холодный и чуждый ему мир школы. Если ему уже 7, то обратите пристальное внимание на подготовку. Полезно посетиь психолога и других специалистов.
6-14- ваш малыш ещё «подготовишка». Пересмотрите ваши ответы и определите, что «хромает»-мотивация малыша(1-4), навыки и умения- (5-9). А возможно всё дело в вас (10). Проанализируйте ситуацию и беритесь за дело.
15-20- чадо готово выдержать школьные нагрузки. Продолжайте в том же духе!
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком, его поведением, общением со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цельнаблюдение.
Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант — ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у вашего ребенка друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли)?
14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?
Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь прогрессивных методов воспитания и последовательной линии поведения:
• Начинайте «забывать», что Ваш ребёнок маленький.
• Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду».
• Определите общие интересы (любимые мультики, игры, сказки, даже обсуждение семейных проблем).
• Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи (сравнение цен, покупки).
• Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии других, уважайте чувства и мнение ребёнка.
• Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы можете сформировать правильную жизненную позицию.
• Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи залог хорошей учёбы. Пусть расскажет, что ему больше всего понравилось, слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам действительно интересно.
• Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательные интересы не иссякнут.
• Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребёнка.
• Чаще хвалите ребёнка, восхищайтесь им. На жалобы о том, что не получается: «Получится обязательно». Главное верьте сами, что ваш ребёнок может всё, просто нужно ему чуть-чуть помочь.
• Не стройте ваши взаимоотношения на запретах. Всегда объясняйте причины Ваших требований. Уважительное отношение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в будущем.
• Советуйтесь с ним, невзирая на возраст.
Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:
• умение собрать свой портфель (ранец);
• поздороваться с учителями и детьми;
• задать вопрос учителю или однокласснику;
• ответить на вопрос;
• слушать объяснения и задания учителя;
• выполнять задание;
• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
• разделять работу на части;
• адекватно реагировать на замечания;
• объяснить то, с чем не согласен;
• учитывать мнение других;
• гордиться своей работой и не скрывать этого;
• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Помните! Ребенок — самая большая ценность в вашей жизни.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник. Что делать, если...
Ребенок левша
— Не переучивайте насильно левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга
— Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным
— Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним
— Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны наказывая его
— Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других — это его достоинство
Ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками
— Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу.
— Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями
Ребенок плохо выполняет письменные работы
— Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить подчерк
Ребенок получил оценку «2» или «З»
— Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи.
— Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка
Ребенок не любит учиться
— Перестаньте замечать неудачи
— Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть.
— Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка.
— Приободрите его, внушите веру в собственные силы.
Ребенок заболел или пропустил занятия
— Позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни)
— Подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий
- Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.
- Уделяйте больше внимания развитию графомоторных навыков у ребенка (схематичному рисованию предметов, штриховке).
- Читайте ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребёнка умение слушать взрослого.
- Развивайте у ребёнка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.
- Упражняйте ребёнка в делении слов на слоги (хлопки, отстукивание, шаги).
- Особое внимание следует уделить развитию умения ребёнка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную.
- Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
- Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать трудности!
Учение в школе — это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни — школьное обучение.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Высокий уровень
— Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
— Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
— Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
— Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
— Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
— Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
— Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
— Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
— Усваивает основное содержание учебных программ.
— Самостоятельно решает типовые задачи.
— Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
— Общественные поручения выполняет добросовестно.
—Дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень
— Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
— Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
— Наблюдаются нарушения дисциплины.
— Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
— Самостоятельная работа с учебником затруднена.
— При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
— К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
— Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
— Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.
Ознакомиться со всей информацией, связанной с зачислением в 1 класс, можно на странице нашего сайта "Правила приема, перевода, отчисления" в разделе "Прием обучающихся в 1 класс"
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике